Жива традиция в народе.
Актуальность духовно нравственного воспитания детей средствами фольклора
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей и других народов. Такие знания и понимание возможны, когда органически освоена собственная культура, понятно и осмысленно прошлое – далекое и близкое. Только тогда можно самостоятельно планировать свое будущее, выстраивая его фундамент настоящего.
Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, пожалуй, не в развале экономики, ни в смене политической системы, а в духовно-нравственном падении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, патриотизме, разрушается понятие «семейные традиции». Мы постепенно перестаем ощущать ценность в том, что живем на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру, являясь ее представителями.
Такие факты доказывают значимость и актуальность духовно-нравственного воспитания детей.
Мы считаем, что формированию национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребенком своего места в нем, как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуре, которая представляет собой сплав доброго человеческого разума, душевной теплоты, мудрой неуемной фантазии, непосредственности и чистоты.
Воспитание, обучение и развитие подрастающего поколения на основе традиционного народного фольклора является необходимым элементом в системе дополнительного образования. Музыкальный фольклор и самобытная культура наших предков позволяют глубже познать исторические и национальные особенности своего народа.
В целях сохранения и изучения русской культуры, воспитания социально-нрвственных устоев через вживание в фольклорную культуру, развития творчества и самовыражения посредством эмоционального восприятия фольклора, в 1998 году на базе ЦДМШ было открыто фольклорное отделение. Идейным вдохновителем этого была Татьяна Михайловна Зенкова.
У истоков работали педагоги (на тот момент) Читинского Областного училища культуры Петунина Олеся Николаевна и Пляскина Евгения Юрьевна. Заведующей отделением была Вожикова Валентина Максимовна.
Со временем педагогический состав менялся.
Мы считаем, что фольклору нельзя научить, к нему можно только приобщить. Синтез данного явления нам в этом хорошо помогает, позволяя выстроить дифференцированный принцип обучения. Дети постигают фольклор как единое, большое и глубокое явление, в котором воедино, как в самой жизни, связаны пение, движение, инструментальная музыка, устное творчество, народный театр, праздники и обрядовые действа. Каждый ребенок на нашем отделении может найти «свое место» в коллективе, проявить, развить и реализовать свои собственные способности.
Ребята изучают такиедисциплины, как:
- сольное и ансамблевое пение;
- народно-музыкальное творчество;
- народный музыкальный инструмент;
- основы народной хореографии;
- сольфеджио;
- ансамбль ложкарей
На уроках народно-музыкального творчества мы знакомим детей с яркой фантазией народа в красочных образах детского фольклора, со всем его жанровым многообразием. Ребята знакомятся с особенностями народных промыслов, изучают разновидности русской игрушки, шьют ее сами. Дети старших классов изучают календарно-обрядовые праздники, связанные с проводами зимы, прилетом птиц и таянием снега, расцветом земли, с посевом и уборкой урожая.
Теоретические знания находят свое подкрепление в организации таких календарных праздниках, как Рождественские святки и широкая Масленица с традиционными фольклорными музыкальными играми и песнями. Эти праздники мы проводим не только в школе, но и за ее пределами. Стараемся организовать действие так, чтобы зрители были не просто наблюдателями, а непосредственными участниками происходящего: пели, плясали, играли, что позволяет получить незабываемые яркие впечатления.
Гордостью отделения являются учебные ансамбли русской песни, которые в этом году отмечают собственные юбилейные даты.
В репертуаре ансамблей песни различных жанров: плясовые, шуточные, казачьи, частушки, лирические. Ребята поют традиционные песни не только Забайкалья, но и других регионов России.
Ансамбли принимают активное участие в концертной жизни школы и города, являются участниками и победителями городских, краевых, всероссийских конкурсов и фестивалей.
Нами было проведено исследование среди учащихся старших классов.
Результаты анкетирования подтверждают результативность нашей деятельности. Ребята, обучаясь на нашем отделении, всецело погружаются в мир фольклора, неся полученные знания в общество: в семью и школу.
Безусловно, в наше время невозможно полностью возродить старый уклад и быт наших предков. Да это и не нужно. Мы не можем воспитывать детей изолированно от телевидения, современной музыки и компьютеров, стремительных темпов жизни, но мы должны стремиться сделать традиционную народную культуру духовной необходимостью для современного человека.
Я так люблю великую Россию,
И то, что по наследству перешло.
Мы, славимся не только русской силой,
Но, и традицией народа своего
Как, бабки шили дочкам сарафаны,
И песни сочиняли всем селом.
Звучали и гармони, и баяны,
И собирались за большим столом.
Под звуки деревенской балалайки,
На край села сбегается народ,
Где старики, рассказывают байки,
А молодёжь, заводит хоровод.
Забавы русские, они и нынче в моде
Фольклор, частушка и конечно хоровод,
Пока живёт традиция в народе,
Тогда и РУСЬ ВЕЛИКАЯ живёт.
Надежда Лыкова (Пермский край, г.Нытва)