ЦЕНТРАЛЬНАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА
им. Б.Г. ПАВЛИКОВСКОЙ г. ЧИТА

+7 (3022) 32-02-75

Отделение музыкального фольклора


     

 Жива традиция в народе.

Актуальность духовно нравственного воспитания детей средствами фольклора

         Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей и других народов. Такие знания и понимание возможны, когда органически освоена собственная культура,  понятно и осмысленно прошлое – далекое и близкое. Только тогда можно самостоятельно планировать свое будущее, выстраивая его фундамент настоящего.

         Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, пожалуй, не в развале экономики, ни в смене политической системы, а в духовно-нравственном падении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, патриотизме, разрушается понятие «семейные традиции». Мы постепенно перестаем ощущать ценность в том, что живем на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру, являясь ее представителями.

         Такие факты доказывают значимость и актуальность духовно-нравственного воспитания детей.

         Мы считаем, что формированию национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребенком своего места в нем, как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей  к народной культуре, которая представляет собой  сплав доброго человеческого разума, душевной теплоты, мудрой неуемной фантазии, непосредственности и чистоты.

         Воспитание, обучение и развитие подрастающего поколения на основе традиционного народного фольклора является необходимым элементом в системе дополнительного образования. Музыкальный фольклор и самобытная культура наших предков позволяют глубже познать исторические и национальные особенности своего народа.

        

 

 

 

 

        В целях сохранения и изучения русской культуры, воспитания социально-нрвственных устоев через вживание в фольклорную культуру, развития творчества и самовыражения посредством эмоционального восприятия фольклора, в 1998 году на базе ЦДМШ было открыто фольклорное отделение. Идейным вдохновителем этого была Татьяна Михайловна Зенкова.

 

 

 

 

        У истоков работали педагоги (на тот момент) Читинского Областного училища культуры Петунина Олеся Николаевна и Пляскина Евгения Юрьевна. Заведующей отделением была Вожикова Валентина Максимовна.

 

 

 

 

 

 

 

Со временем педагогический состав менялся.

    

  • Воспитать уважительное и бережное отношение к фольклору как источнику народной мудрости, красоты и жизненной силы;
  • Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками и обрядами;  а так же
  • Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования и основ народной хореографии – вот основные задачи, которые стоят перед педагогами нашего отделения.

     Мы считаем, что фольклору нельзя научить, к нему можно только приобщить. Синтез данного явления нам в этом хорошо помогает, позволяя выстроить дифференцированный принцип обучения. Дети постигают  фольклор как единое, большое и глубокое явление, в котором воедино, как в самой жизни, связаны пение, движение, инструментальная музыка, устное творчество, народный театр, праздники и обрядовые действа. Каждый ребенок на нашем отделении может найти «свое место» в коллективе, проявить, развить и реализовать свои собственные способности.

Ребята изучают такиедисциплины, как:

- сольное и ансамблевое пение;

- народно-музыкальное творчество;

- народный музыкальный инструмент;

- основы народной хореографии;

- сольфеджио;

- ансамбль ложкарей

   

 

      На уроках народно-музыкального творчества мы знакомим детей с яркой фантазией народа в красочных образах детского фольклора, со всем его жанровым многообразием. Ребята знакомятся с особенностями народных промыслов, изучают разновидности русской игрушки, шьют ее сами. Дети старших классов изучают календарно-обрядовые праздники, связанные с проводами зимы, прилетом птиц и таянием снега, расцветом земли,  с посевом и уборкой урожая.     

 

 

 

 

 

 

          Теоретические знания находят свое подкрепление в организации  таких календарных праздниках, как Рождественские святки и широкая Масленица с традиционными фольклорными музыкальными играми и песнями. Эти праздники мы проводим не только в школе, но и за ее пределами. Стараемся организовать действие так, чтобы зрители были не просто наблюдателями, а непосредственными участниками происходящего: пели, плясали, играли, что  позволяет получить незабываемые яркие впечатления.

         Гордостью отделения являются учебные ансамбли русской песни, которые в этом году отмечают собственные юбилейные даты.

         В репертуаре ансамблей песни различных жанров: плясовые, шуточные, казачьи, частушки, лирические. Ребята поют традиционные песни не только Забайкалья, но и других регионов России.

         Ансамбли принимают активное участие в концертной жизни школы и города, являются участниками и победителями городских, краевых,  всероссийских конкурсов и фестивалей.

            Нами было проведено исследование среди  учащихся старших классов.

           

  

 

 

 

      Результаты анкетирования подтверждают результативность нашей деятельности. Ребята, обучаясь на нашем отделении, всецело погружаются в мир фольклора, неся полученные знания в общество: в семью и школу.

          

 

     Безусловно, в наше время невозможно полностью возродить старый уклад и быт наших предков. Да это и не нужно. Мы не можем воспитывать детей изолированно от телевидения, современной музыки и компьютеров, стремительных темпов жизни, но мы должны стремиться сделать традиционную народную культуру духовной необходимостью для современного человека. 

Я так люблю великую Россию,
И то, что по наследству перешло.
Мы, славимся не только русской силой,
Но, и традицией народа своего

Как, бабки шили дочкам сарафаны,
И песни сочиняли всем селом.
Звучали и гармони, и баяны,
И собирались за большим столом.

Под звуки деревенской балалайки,
На край села сбегается народ,
Где старики, рассказывают байки,
А молодёжь, заводит хоровод.

Забавы русские, они и нынче в моде
Фольклор, частушка и конечно хоровод,
Пока живёт традиция в народе,
Тогда и РУСЬ ВЕЛИКАЯ живёт. 

Надежда Лыкова      (Пермский край, г.Нытва)

 



Преподаватели


Ермакова Полина Алексеевна / Подробнее
Преподаватель-совместитель фольклорной хореографии


Кочарян Евгения Васильевна / Подробнее
Заведующая отделением музыкального фольклора, преподаватель народного вокала


Филатченко Ирина Александровна  / Подробнее
Преподаватель отделения музыкального фольклора.


Шарипов Дмитрий Олегович / Подробнее
Концертмейстер-совместитель.


Щеголев Павел Александрович / Подробнее
Концертмейстер отделения музыкального фольклора.




Решаемвместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА
им. Б.Г. ПАВЛИКОВСКОЙ г. ЧИТА