Сохраняя традиции - создаём будущее
90 лет - это целая эпоха. Всё что происходило в нашей стране и обществе, отражалось на образовании, в том числе на жизни нашей школы. Неизменным оставалось одно – верность академическим традициям в обучении детей. Воспитание культурного человека, возможно, осуществить лишь при наличии преемственности в процессах образования и воспитания. Преемственность – это важная связь между прошлым, настоящим и будущим, когда элементы прошлого сохраняются и переносятся в настоящее. Это невидимая связь между потомками. Ученики тех, кто стоял у истоков передают эстафету музыкантам 21 века.
Фортепианное отделение существует со дня основания школы и в настоящее время продолжает оставаться центром притяжения и воспитания новых поколений. Большую роль в формировании и становления традиций отделения, сохраняющихся и поныне, принадлежит удивительному человеку и чуткому педагогу Брониславе Григорьевне Павликовской.
По воспоминаниям Виктории Леонидовны Бахаевой, Бронислава Григорьевна в своей работе следовала принципу «Сначала полюби, потом учи». Каждый её ученик ощущал себя любимчиком. Она излучала доброту, чуткость и уважение к окружающим. В этом и кроется её феноменальный педагогический успех. Многие поколения выпускников Брониславы Григорьевны продолжают дело своего учителя. В настоящее время в нашей школе трудятся её ученицы: Л.В. Пономарёва, Н.Е. Раздобреева, Е.Ю. Черепанова, О.А. Намоконова и С.Ю. Пономарёва, которая почти 10 лет успешно возглавляла фортепианное отделение.
Сейчас на отделении работает 16 пианистов педагогов, 12 из которых являются выпускниками нашей школы. Это опытные высокопрофессиональные, увлечённые и преданные своему делу люди. Задача каждого педагога: придерживаться лучших академических традиций музыкальной культуры, пробудить заложенное в каждом ученике творческое начало, научить трудиться, помочь найти себя. Все мы помним 90-е годы, когда наблюдался спад интереса к культуре, отток контингента. А в первое десятилетие 2000-ых произошло существенное отклонение в сторону развития инструментального музицирования, общеэстетического направления. Часто в нашу школу переводились дети с различных регионов страны. И зачастую, в индивидуальных планах мы встречались с примерами поверхностного обучения. Так за год изучалось 5-6 незамысловатых произведений, дети не имели понятия о полифонии, крупной форме и других важных разделах обучения игре на фортепиано. В 2013 году всё поменялось. Музыкальные школы перешли на новые образовательные стандарты. По федеральному закону № 145 теперь реализуются только предпрофессиональные программы. По отзывам коллег из других школ это был очень трудоёмкий процесс перестройки всей системы обучения. Что касается нашего отделения, благодаря приоритету академических традиций на протяжении всех этих лет, ни педагоги, ни наши ученики не заметили особых перемен, с лёгкостью перешли на ФГТ и продолжают трудиться в том же направлении. Кстати, такой же позиции мы придерживаемся по отношению к общеразвивающим программам. Всего 5 % учащихся нашего отделения обучаются по ним.
Педагоги чтут традиции, которые сложились в работе отделения в течение многих лет. Регулярно проводятся методические совещания, где тщательно обсуждаются итоги работы, проблемные моменты, пути их решения. Педагогические идеи находят воплощение в новых образовательных программах, учебных хрестоматиях и методических пособиях. Ежегодно силами преподавателей и их учащихся организуются концерты-лектории, посвященные отечественным и зарубежным композиторам. Мы обращались к творчеству Георгия Свиридова, Дмитрия Кабалевского, Сергея Прокофьева, Эдварда Грига и других фортепианных классиков.
Учащиеся и преподаватели отделения постоянно принимают участие в многочисленных школьных концертах, том числе в «Детской филармонии». А также по приглашению выступаем в концертных мероприятиях Краевой филармонии, училища искусств, библиотек и других организаций. Высокий уровень подготовки показывают наши ученики на городских и краевых конкурсах. По итогам каждого конкурса – это десятки лауреатов и дипломантов.
Скрипняк Дарья, ученица Л.В. Пономарёвой неоднократно становилась обладателем Гран-при конкурсов пианистов.
Творческая атмосфера школы является стимулирующим фактором в повышении мотивации учащихся для продолжения профессионального образования. В настоящее время обучаются в Забайкальском училище искусств Иванова Дарина, в училище культуры – Попова Даша. В Красноярске Жбанчиков Миша и Шашина Виктория, которая получает высшее музыкальное образование. В Петрозаводской консерватории – Безлепкина Юлия.
Невозможно назвать всех, кто связал свою жизнь с музыкой и работает в разных уголках нашей огромной страны. Мы гордимся своими выпускниками и в традициях школы - принимать в педагогический состав своих выпускников. Органично влилась в наш коллектив Банина К.Е. выпускница Павлюковой Е.В. Опыт учителей, проверенный временем и годами высвечивается новыми гранями в работе молодых педагогов.
Многие педагоги отделения востребованы и как концертмейстеры. Школина М.С. неоднократно становилась лучшим концертмейстером дополнительного образования. Большим успехом пользуется фортепианный дуэт педагогов Марины Габунии и Марины Школиной.
Отделение всегда работает в тесном контакте с куратором, заведующей фортепианным отделением училища искусств Н.В. Казанджян, которая также является выпускницей Б.Г. Павликовской. Это сотрудничество способствует профессиональному самоопределению наших учащихся, методическому и творческому росту педагогов.
Невозможно измерить историю отделения конкретными цифрами творческих достижений, но каждый период занимает в ней достойное место. Огромный положительный опыт, накопленный за все эти годы, позволяет нам с уверенностью смотреть в будущее.